Задержка (latency)
Стандарт ITU-T G.114, рекомендует, чтобы задержка при передаче голоса в одном направлении не превышала 150 миллисекунд. Также стандарт рекомендует рассматривать задержку от 150 до 400 миллисекунд как приемлемую, если говорящий и слушающий понимают причину наличия задержки и готовы с ней смириться. Например, при сеансе связи через спутник. Стандарт также устанавливает, что при передаче голоса задержка более чем 400 миллисекунд является неприемлемой.
Для уменьшения задержки, вносимой сетью, необходимо использовать QoS (Quality of Service)
Задержку вносит сеть передачи и сами устройства IP телефонии, – SIP телефоны и шлюзы.
Для уменьшения задержки, вносимой сетью, необходимо использовать QoS (Quality of Service), сокращать количество маршрутизаторов, использовать быструю физическую среду передачи. Для уменьшения задержки в голосовых шлюзах или терминальном оборудовании улучшать алгоритмы кодирования голоса.
Джиттер (Jitter)
В общих чертах джиттер – изменение задержки пакетов. Это разница во времени задержки в миллисекундах (мс) между пакетами данных по сети. Например, при пинге какого либо хоста один запрос отличается от другого на 200 мс. Обычно это нарушение последовательности отправки / приема пакетов данных. Для IP – телефонии джиттер не должен превышать 100-150 мс. В противном случае, появляется бульканье, посторонний шум, пропадают слова.
IP – телефония подразумевает передачу данных через локальные сети и Интернет, то есть через сети с коммутацией пакетов. Данные от отправителя упаковываются в пакеты и доставляются до адресата. Пакеты могут прийти не в том порядке, каком были отправлены, это нормальная ситуация, – пакеты нужно собрать на принимающей стороне в правильной последовательности. Для этого используется Джиттер буфер (jitter buffers). Оптимальным временем накопления считается 10 мс, если время выбрать больше, то буфер начнёт вносить ощутимую задержку в канале.
Потеря пакетов
Субъективно, если более 1% пакетов будут потеряны, разговор начнёт вызывать неприятные ощущения. При потери 2% разговор будет затруднён. При 4% и выше разговор становится невозможен.
Ширина канала
Ширина канала должна быть из расчета не менее 128 кбит/с (в обе стороны) на один активный вызов.