Житель города Мыски в один прекрасный день решил, что не хочет больше быть винтиком системы, сидеть в офисе с 8:00 до 17:00 и придумал способ зарабатывать деньги, наживаясь на доверии одних и репутации других.
Он притворялся сотрудником компании «Ростелеком» и обманным путём похищал деньги у местных жителей. Как рассказали Сибдепо в МВД России по городу Мыски, некий гражданин А. своими жертвами чаще всего выбирал пожилых людей, тех, кто слабо разбирается в телекоммуникационных услугах и продуктах, а в добрых людей с улицы всё ещё верит.
К посещению потенциальных «абонентов» гражданин А. готовился тщательно. Заранее заходил в какой-нибудь подъезд или гулял по частному сектору в ожидании сотрудников телекоммуникационной компании. Он отмечал, в какую квартиру или дом приходят специалисты, пожилой ли хозяин открывает дверь, и, как только сотрудники покидали клиента, уже сам стучался в эти же двери. Так и видится образ шпиона в плаще с высоким воротником, в шляпе и с газеткой со специальными прорезями для глаз.
«В сентябре и октябре 2017 года гражданин А. обманным путём похитил средства у нескольких жителей города Мыски. Он представлялся сотрудником «Ростелекома», объяснял, что занимается подключением интернета и кабельного телевидения. Злоумышленник брал предоплату в размере 5 000 рублей, писал расписку и ставил печать, которая осталась у него после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, обещал, что установит оборудование позже, и скрывался. Пожилых людей подкупало наличие печати у гражданина А., потому они отдавали деньги», – рассказала следователь, старший лейтенант юстиции Валентина Стремякова.
Как вы уже догадались, никто доверчивым жителям Мысков никакое оборудование позже не устанавливал.
Кто стучит в двери абонентов?
Чтобы избежать подобных прецедентов в будущем, корреспонденты Сибдепо детально разобрали схему мошенника и обратились за комментариями в телекоммуникационную компанию.
««Ростелеком» в современных брендовых цветах – синем и оранжевом – и с логотипом «Р» в форме «ушка» известен с 2011 года. Вообще история компании берёт начало в 1943 году. Мы представлены практически во всех городах России и Кузбасса. Предполагаем, что мошенник решил воспользоваться репутацией бренда и нажиться на узнаваемости компании и доверии к ней», – отметили в «Ростелекоме».
Каждый сотрудник компании действует по определённому регламенту и не выходит за его рамки. Так, от компании «Ростелеком» домой к кузбассовцам могут прийти агенты коммерческого блока или специалисты технического блока. Первые рассказывают об актуальных акциях компании, информируют о новых продуктах или услугах и формируют коммерческое предложение.
«После того, как кузбассовцы соглашаются приобрести продукт компании, агенты коммерческого блока оформляют заявку, в которой прописывают имя, адрес, пожелания заказчика. Но никогда наши сотрудники не спрашивают паспортные данные и не берут предоплату» – отмечает руководитель группы активных продаж Кемеровского филиала компании «Ростелеком» Владимир Усацкий.
После первого контакта заявка оформляется в информационной системе компании. Позже сотрудники call-центра созваниваются с абонентом, уточняют, действительно ли была такая заявка, проговаривают все тонкости услуги. После этого на данный адрес выписывают наряд технического сотрудника, который приходит к абоненту в заранее оговоренное время.
Сложно спорить с тем, что большее доверие вызывают люди в форме или спецодежде. Брендированная одежда и спецмашины в фирменном голубом и оранжевом, с логотипом также есть и у «Ростелекома». Однако, в компании пояснили, бывают ситуации, когда сотрудники приходят на заявку в обычной одежде. Все мы люди, и нужно понимать, что в редкие +30°C летом достаточно сложно работать в спецовке. Потому, отмечают в «Ростелекоме», главные моменты на которые необходимо обратить внимание – официальные документы, бейджи с печатью, предварительный звонок от компании. И главное – деньги с вас никто не берёт даже после окончания работ.
«Все работы по подключению услуг и по устранению неисправности у абонента выполняются строго по согласованной с абонентом заявке и в согласованное время визита. После выполнения работы и решения всех вопросов, возникших у абонента, мастер подписывает документы и уходит. Он не берёт никаких денег за выполнение работы. В случае, если от абонента потребуется плата за дополнительные работы, проводится согласование стоимости, а информация по телефону передаётся специалисту коммерческого блока. По согласованию с клиентом стоимость работ включается в счёт абонента. Ни за какие работы взимание наличных денег не производится», – говорит начальник отдела клиентского сервиса Кемеровского филиала Сергей Сорокин.
Как не потерять деньги?
Для каждого абонента «Ростелеком» заводит лицевой счёт, который прописывается в договоре, и единый личный кабинет (ЕЛК). С помощью этих данных вы сможете оплатить счёт за основные или дополнительные услуги, которые потребовались на месте, но их не успели прописать в заявке, через банки, центры обслуживания, мобильные банки и другие каналы.
Следующий контакт с сотрудниками телекоммуникационной компании может произойти у вас в тогда, когда вы решите воспользоваться ещё одной услугой, приобрести новый продукт или когда потребуется обслуживание установленной техники.
Непременно, стоит помнить о том, что настоящие работники телекоммуникационной компании знают о предоставляемых услугах и продуктах всё. По правилам, они должны предоставить всю информацию и, если необходимо, научить пользоваться оборудованием. Задавайте как можно больше вопросов, уточняйте детали, сроки оплаты. Далёкий от технической сферы и компании «Ростелеком» человек не ответит детально.
Что касается главного предпринимателя Кузбасса гражданина А., его дело передали в суд. Впереди его ждёт судебное разбирательство. А редакция Сибдепо просит своих читателей быть более внимательными и не открывать двери незваным гостям.
Интернета не будет: как мошенник притворился сотрудником телекоммуникационной компании