О том, как провайдеры широкополосного интернета измеряют реальные показатели пропускной способности своей сети, ходят настоящие легенды. Показатели вроде бы и высокие, но мало кто из клиентов провайдеров получает обещанную своим провайдером скорость доступа к глобальной сети. Дело в том, что практически во всех странах поставщикам услуги разрешали указывать максимально возможную скорость. А это означает оптимальные условия, которые вряд ли достижимы (например, одновременная работа в сети ограниченного количества пользователей в указанном регионе в ночное время).
Еще в 2010 году Федеральная комиссия по связи США опубликовала отчет, в котором говорилось о завышении реальной скорости провайдерами относительно реальной примерно на 63-116%. С течением времени ситуация не изменилась — превышение «показательных» значений относительно реальных составляет десятки процентов и сейчас. Но ситуация понемногу начинает меняться, по крайней мере, в Великобритании.
В этой стране регулятор потребовал у компаний — провайдеров связи отображать реальную скорость соединения, которую может получить каждый клиент. В результате за очень короткий период времени рекламируемые компаниями тарифы «похудели» примерно на 41%. Речь идет о том, что провайдерам пришлось примерно вполовину урезать характеристики скорости доступа к сети, которые демонстрировались конечному потребителю.
Примеров много, такие компании, как BT, EE, John Lewis Broadband, Plusnet, Sky, Zen Internet, Post Office, SSE, TalkTalk и Utility Warehouse, коорые ранее указывали пропускную способность канала как «до 17 Мбит/с», теперь изменили рекламные цифры, оставив «10-11 Мбит/с». Vodafone пришлось даже переименовать некоторые тарифы. Если ранее они назывались Fibre 38 и Fibre 76, то сейчас это Superfast 1 and Superfast 2.
Новые правила были введены британским регулятором, Committees of Advertising Practice, в мае этого года. Представителям организации не понравилось то, что провайдеры могли указывать вовсе фантастические для своих условий показатели, которые превышали реальные на несколько десятков, а то и сотен процентов. Естественно, если пользователь видит в рекламе «скорость вплоть до 50 Мбит/с», то он считает, что получит доступ к глобальной сети именно на такой скорости. Реальность же оказывается несколько иной.
Новые правила обязывают показывать значение, которое будет соответствовать реальному положению вещей даже в момент пиковой нагрузки на сеть. Введены правила были после публикации результатов исследования аналитического агентства «Which?». Оно обнаружило, что англичане платят за интернет-связь, которая примерно вполовину медленнее заявленной провайдером. Исследование касается 235 000 случаев, изученных сотрудниками компании. «В среднем, абоненты платят за скорость примерно 38 Мбит/с, но в реальности они получают около 19 Мбит», — говорится в отчете.
В других странах таких правил пока нет — в Европе, США, России и других регионах провайдеры по-прежнему указывают максимально возможную скорость сети (порой это просто значение «с потолка») для привлечения новых абонентов. Правда, в США иногда наказывают провайдеров за обман клиентов. Так, например, регулятор в этой стране заставил компанию Comcast прекратить рекламу своего широкополосного доступа к сети в качестве «самого быстрого интернета в Америке» и «самого быстрого домашнего WiFi».
Кроме того, в США ранее регулярно проводилось сравнение скорости подключения по сравнению с заявленным. Эти работы велись с 2011 по 2016 года. Сейчас, правда, их уже не проводят.
В начале этого года компания Ookla (сервис Speedtest) опубликовала рейтинг российских провайдеров, основанный на пропускной скорости сети. Рейтинг основывался на результатах примерно 8 млн замеров скорости абонентов самых разных компаний. Лидером стал «Дом.ру» с 44 мбит/с (средняя скорость). Ему чуть уступил Ростелеком со средней скоростью доступа в 32,5 Мбит/с. И на третьем месте — «Вымпелком» со средней скоростью около 31 Мбит/с.